Шкатулка Эзотерики

Обряды, ритуалы, простые гадания, гадания на праздники, гадания на картах, приметы

Славянская Магия

«Баба Яга» — персонаж славянской мифологии

Баба яга («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.) — в славянской мифологии лесная старуха-ведьма.


Согласно сказкам восточных и западных славян, В.Я. Пропп высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов.

Так, легко заметить сходство Бабы Яги и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок.

 
В целом же В.Я.Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба Яга выполняет в разных сюжетах.


В сказках западных и восточных славян говорится, что Баба Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в «избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вместо запора — руки. Вместо замка — рот с острыми зубами Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом, к «этому свету» задом.


Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом«.


Баба Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, расспросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения).

 
В этих ритуалах отразилась схема погребального обряда.
Только после совершения этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в мир живых и доказывает свое право пройти в иной мир: осуществляет омовение и принятие ритуальной погребальной пищи. Тогда Баба Яга соглашается оказывать ему помощь.


Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.


Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя.


У Бабы Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза). Распространено такое описание: Баба Яга, костяная нога, сидит «на печи, на девятом кирпичи», и у нее «зубы на полке, а нос в потолок врос».


Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков.


Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.

Источник http://witchcraft.su